Взято с Mose.su
«Самое счастливое время для меня – фронт. Тогда в моей жизни был смысл, я понимал, для чего живу. К сожалению, после войны я это ощущение утратил».
Владимир Басов
Он, как и большинство ветеранов, не любил говорить о войне, не носил ордена, не вел фронтовые дневники.
Все, что осталось – это наградные документы, по которым легко можно проследить боевой путь и подвиги лейтенанта Володи. И обрывки редких воспоминаний, которые сохранили сын и жена - прекрасная, талантливая актриса Валентина Титова, которую Басов, к счастью, снял в своих лучших фильмах.
И это понятно. Пережить то, что пережили они, невозможно. Даже мы, родившиеся всего через пять-десять лет после Победы, у которых в каждой семье была своя история, были и погибшие, и пропавшие без вести, даже мы не в состоянии постичь тот ад, в который попали эти дети.
А они были детьми – 17-18 лет, а то и меньше. Басов вообще приписал себе год, чтобы уйти добровольцем...
Мы любим его в маленьких смешных ролях – Дуремар, Волк, Полотер, Стамп, Маклер… А он был трагиком. Мечтал о роли Сирано. Рязанов хотел снимать эту вещь Ростана, пробовал многих актеров, а Басов недоумевал – что ж они все с приклеенными носами играют, мне-то не нужен накладной, я со своим сыграю! «Никто не произнесет знаменитый монолог про нос так, как я!»
Полушутя, конечно, говорил, но всё же мечтал о Сирано отчаянно. А ведь это, действительно, была его роль, он и в жизни был чем-то похож на Сирано…
Когда-то мы с Басовым озвучивали еще один пластилиновый мультик Саши Татарского «Новогодняя песенка Деда Мороза»: я пел за Снеговика, Басов - за Деда Мороза.
Я все мучился сверхзадачей своего героя, нос зажимал прищепкой, что бы гундосить - у снеговика ведь нет дырочек в морковке!
А Владимир рассказал, как молодой Янковский, снимаясь у него в фильме «Щит и меч»,тоже переживал, что эпизоды снимали не линейно, не в хронологическом порядке, а как получится.
У Янковского это - первый фильм, весь он такой важный, звезда Саратовского драмтеатра, воспитанный на старых театральных традициях. Подошел к Басову, и строго спросил:
- А как же СВЕРХЗАДАЧА...?
На что Басов ему, смеясь, ответил:
- Ты, бл@дь, играй, а сверхзадачу я тебе смонтирую...)
Это правда, Валя Титова говорила, что Басов всегда знал, как снимать, весь фильм он выстраивал заранее в голове, всю раскадровку…
Сегодня Владимиру Басову 100 лет.
Из ЖЖ Станислава Садальского.
Айда в детство вместе с чудесным мультфильмом "Шиворот-навыворот"!
Помните эту маленькую шутку про чертей?)) У них всё не как у нас, у них всё шиворот-навыворот. Для них самое главное - сделать кому-нибудь пакость, а чтобы получить пятёрку, надо родителей довести до слёз. Этому их в школе учат и на дом задают. Но чертёнок по имени Тринадцатый не умел делать пакости, ни мелкие, ни большие…
А ещё учитель в этом мультфильме говорит голосом Владимира Басова!
Говорят как-то на съёмках фильма про Великую Отечественную войну советский актёр и режиссёр Владимир Басов для сцены в фильме заказал себе команду взрывотехников которые должны были сотворить маленькое чудо - сделать так чтобы в кадре грузовичок с манекенами изображавшими немецких солдат от взрыва перевернулся в воздухе. Вот только взрывотехники подвели. То ли запили после получения премии, то ли просто проспали. В общем сроки горят, погода портится и окно натурных съёмок вот-вот закроется. И весь график пойдёт крахом.
На помощь пришёл консультирующий фильм генерал Н.Н. Смирнов, который просто взял и вызвал на съёмочную площадку настоящий миномётный расчёт. Садить решили боевыми. Но тут была ещё одна проблемка - грузовичок который надо было уничтожить взрывом был в единственном экземпляре, а Басов настаивал на том, чтобы он обязательно перевернулся в воздухе и никак иначе.
Миномётчики заявили, что с первого раза это сделать практически не возможно и от гарантий отказались.
- Да и условия для огня не идеальные!
Генерал пошёл на попятную платить из своих средств за уничтожения реквизита, увольте. Тогда дело в свои руки взял сам режиссёр.
Со словами: "Да что там ваши условия. График горит, актёры ждут", - Владимир Павлович осмотрел миномёт, боеприпасы, сбегал на место где стоял грузовичок, а потом зычным голосом начал отдавать команды, да так грамотно и властно, что возражать ему солдатики не посмели. Цель была поражена с первого раза.
- Ювелир блядь! - только и произнёс Смирнов уставившись на Владимира Павловича и сдвинув фуражку на затылок.
Он просто не знал, что актёр и режиссёр Басов прошёл нелёгкий военный путь от лейтенанта интендантской службы в 1941 году до заместителя начальника оперативного отдела артиллерийской дивизии в звании майора в 1946-м, а тяжёлую контузию и награды боевые, в том числе и Орден Красной звезды, получил будучи командиром миномётной батареи.
Актер и режиссер Владимир Басов прожил короткую жизнь — всего 64 года. Кинематографист скончался от второго по счету инсульта. Однако успел снять почти 20 фильмов, среди которых незабываемые «Щит и меч», «Опасный поворот» и «Дни Турбиных».
Сыграл множество замечательных киноролей. Умел сделать шедевр даже из эпизода, как в картине «Я шагаю по Москве» или в «Операции Ы».
Всего этого в жизни Басова могло и не быть, а сама она — выйти еще короче. В 1941-м Владимир окончил школу, а вскоре оказался на фронте. Вчерашний выпускник прошел всю войну и чудом уцелел. Решение отправиться именно в окопы он принял сам.
Обманутые ожидания
Многие и не подозревали, что Басов воевал. Не производил он на окружающих впечатления фронтовика. Не кичился наградами и надевал их нечасто. Долго выглядел моложе своего возраста.
Родился Владимир в 1923-м в семье революционера-большевика. Комиссара, воевавшего вместе с Василием Чапаевым. Отец будущей кинозвезды погиб, когда мальчику было всего восемь.
Владимир Басов в фильме «Школа мужества».
Басов с детства грезил о кино. В 1941-м ходил во ВГИК, чтобы разузнать все о поступлении. Великая Отечественная заставила отложить все до лучших времен.
«В начале войны я получил приглашение в Театр Красной Армии, но в моей юношеской голове не укладывалось, как это можно играть, когда нужно палить», — писал потом актер в своих мемуарах. Разъезжать с фронтовыми бригадами он не считал таким уж нужным делом.
Владимир Басов в фильме «Щит и меч».
«За Родину! За Сталина!» Или нет?«Надо поскорее разбить врага. Кто первые недели войны не думал — вот соберемся с силами, ударим по фашистам и войне конец. Вышло не так», — признавался Владимир Павлович.
Победу Басов встретил в звании капитана. С орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
«Я командовал батареей, стрелял и сам попадал под огневые налеты. Служил в штабе артдивизии и на передовой. Составлял карты, мотался по проселкам и бездорожью. Некогда было размышлять. На войне тяжело. Голодали, теряли друзей, держались все-таки», — рассказывал артист в книге воспоминаний.
Владимир Басов в фильме «Дни Турбиных».
Он был очень честен: «Этого не понять, если сам не видел войны. Это же не кино, пули всамделишные, и смерть всамделишная, и немцы. Видел такую сцену: пожилой боец стреляет из противотанкового ружья и жутко матерится. В тот день мы впервые увидали “тигры”».
После боя взводный его спрашивает:
— Малахов, что ты там орал?
— Как что, товарищ лейтенант? За Родину, за Сталина!»
Басов едва не погиб в 1945-м. В феврале во главе штурмовой группы обеспечивал захват опорного пункта немецкой обороны. Владимир Павлович выжил, но получил в бою тяжелую контузию.
Владимир Басов в фильме «Щит и меч».
«Человек на войне однозначен»
Как и большинство фронтовиков вспоминать о войне Басов не любил. Отмечал, что именно его ровесники гибли на ней особенно часто.
«Война лишила наше поколение многих радостей молодости. Не посидели мы с любимыми девушками на скамеечках, не почитали им стихов, не успели, как следует, поспорить, выбирая профессию».
Владимир Басов в фильме «Приключения Буратино».
Кто бы мог подумать, что когда-либо актер и режиссер Басов назовет Великую Отечественную «самым прекрасным временем в своей судьбе». Тем не менее именно такие слова можно найти в его мемуарах.
«Жизнь закалила нас, научила сразу и навсегда отличать врага от друга, человека мужественного от труса и предателя. Человек на войне однозначен, нам не надо было прибегать к изысканно тонким нюансировкам и мучительным копаниям в тайниках души, чтобы понять, хорош человек или плох, друг он или шкура, добр или так себе. И вдруг оказалось — как много у нас прекрасных людей!» — делился Владимир Павлович со своими читателями.