Что интересного из сценария и книги Валентина Черных не вошло в этот прекрасный фильм?
Что интересного из сценария и книги Валентина Черных не вошло в этот прекрасный фильм?
Героиня Людмилы вела беспорядочную половую жизнь, изменяла мужу, была любовницей генерала КГБ, скупала антиквариат старушек, а в конце книги все-таки вышла замуж за своего генерала. И много других интересных моментов.
«Рожать надо, Людмила! Два раза обошлось, в третий может не повезти. Ты свой лимит на аборты исчерпала. С Гуриным могут возникнуть сложности интимного порядка. Обычно провинциалы воспринимали просьбу надеть презерватив как личное оскорбление. Они стеснялись покупать эти предметы в аптеках. Людмила однажды достала из своей сумочки пакетик с презервативом, и на этом ее отношения с поклонником закончились: он принял ее за профессиональную проститутку. Москвичи были сговорчивее, может быть, кто-то из них уже прошел через унижение венерологического диспансера».
«Катерина записывала в большую тетрадь афоризмы и красивые выражения, в основном про любовь. Многие девочки имели такие тетради, выписывали чаще не из книг, которые читали, а переписывали одна у другой. Тетрадка Катерины начиналась с выражения: «Умри, но не давай поцелуя без любви». Потом шла запись: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» – Долорес Ибаррури. Уже в общежитии Людмила перечитала эту цитату и сказала: – У нас на заводе говорят по-другому, лучше дать стоя,чем на коленях.»
Генерал КГБ оперативно нашел Гошу через свое ведомство, а так же немало рассказал Людмиле про скрытые пружины механизма управления СССР.
Показать такое, естественно, не могли
«Людмила понимала, что ее роман с Еровшиным когда-нибудь закончится. Ее часто принимали за его дочь. Ее это не волновало, но она не хотела, чтобы Еровшина увидели с ней девчонки из общежития. Конечно, старый, разница в двадцать пять лет. Но с ним интересно, а рассказы молодых о том, как они служили в армии, ходили в самоволку, надоели».
«Еровшин ответил такое, до чего она никогда не додумалась бы сама: – Так задумано, – усмехнулся Еровшин. – Это государственная политика, чтобы подворовывали. – Это же плохо, когда воруют. Кому же это выгодно? – Государству, – пояснил Еровшин. – Государство всем недоплачивает, и там, наверху, понимают, что на такие деньги прожить невозможно. То, что подворовывают, это как бы дополнительная зарплата. Но это и преступление одновременно. Пока ведешь себя тихо, тебе это не то чтобы прощают, а смотрят сквозь пальцы. Но – пока покорен. А если вздумаешь бунтовать, выступать против власти, у нас всегда есть повод взять тебя за задницу: ты же воруешь, ты же закон нарушаешь. Вот ты недовольна, что вам на хлебозаводе мало платят. И решила организовать забастовку, потребовать, чтобы платили больше. И это справедливо. На зарплаты, которые вы получаете, жить нельзя. Но тебе тут же припомнят, что со стройки ты тащила краску и обои, с автозавода запчасти, с хлебозавода тащишь сливочное масло, изюм, сахар.
– А ты откуда знаешь? – удивилась Людмила.
– Так ведь со всех хлебозаводов и кондитерских фабрик это тащат. Поэтому каждому бунтарю мы всегда обеспечим отъезд от трех до пяти лет в места не столь отдаленные.
– Неужели правда? – удивилась Людмила.».
Как за пять минут нашли Гогу в восьмимиллионной Москве?
Через двадцать минут в дверь позвонили. Александра открыла. Вошел Еровшин и молодой мужчина. – Здравствуйте, Александра, – сказал Еровшин. – Здравствуйте. А вы меня знаете? – удивилась Александра. – Со дня рождения. Даже раньше, за месяц до твоего рождения…– Что в универмаге «Москва» выбросили женские сапоги «Саламандра», все мужики лаборатории побежали покупать своим женам. А один метался между полок в растерянности. Он хотел купить сапоги любовнице, но не знал ее размера. Все очень смеялись. Петр Петрович открыл свой кейс и достал книгу-карту, быстро перелистал ее и показал Еровшину. – Ленинский проспект, универмаг «Москва». В двухстах метрах от него – институт электроники. Еровшин кивнул и набрал номер телефона. – Институт электроники, Ленинский проспект. Георгий Иванович, слесарь, механик, приборист, посмотри допуски секретности… – Да, – вспомнила Катерина, – он ездил в Ригу в командировку на завод ВЭФ. Вернулся четвертого ноября… – Да. Да. Да. Записываю. Скоков Георгий Иванович, сорок второго года рождения, Малая Бронная, двенадцать, сорок вторая. Да, да. Спасибо. Петр Петрович протянул листок с данными Гоги и пояснил: – Телефоны не работают. В доме ремонт. Меняют телефонный кабель»
Драка Гоги,его друга-полковника и Никиты со шпаной и встречная угроза побитым хулиганам «поднять Кантемировскую дивизию».
«Никита вошел во двор, его тут же схватили за руки двое, и уже подходили еще трое. Ребята были плотные. Они встали кругом. Один толкнул Никиту, он налетел на другого, тот отшвырнул Никиту следующему. Мальчишку перебрасывали, как мяч, по кругу.
Васек вышел из темноты:
– Ребята, а это нехорошо, – пятеро на одного.
– Я согласен, это нехорошо, – подтвердил Гога.
– Деды, – усмехнулся Копылов (он был самым мощным и высоким), – уходите и будете здоровыми и счастливыми, или…
– Что – или? – спросил Васек.
И тут же получил удар в пах, но успел среагировать, перехватил ногу Копылова, вывернул ее. Ребята оказались спортивными: наверняка занимались боксом, а может быть, и модным каратэ. Но и Васек и Гога выросли в московских дворах, имели боевой опыт в драках – и один на один, и вдвоем против разъяренной кодлы с чужой территории, которая применяла в драке и ножи, и кастеты.
Васек прямым правым отключил вскочившего Копылова, и тот стал оседать.
– Ты полегче, – попросил Гога Васька. – Они еще хлипкие.
– Пригнись!
Гога едва не пропустил удар, поймал руку нападающего, присел и перебросил его через себя. Никита вцепился в одного из ребят, тот бил с остервенением, стараясь ребром ладони попасть по почкам, но Васек с высоты своего роста опустил кулак на голову Никитиного противника, и тот сел на асфальт. Теперь все пятеро были побеждены.
– Ладно, – злобно пробормотал Копылов, – до следующей встречи.
– Ребята, не надо, – предупредил Васек, – если вы соберете весь микрорайон, я приведу сюда Кантемировскую дивизию. Давайте каждый заниматься своим делом: среди вас медики – должны лечить, а не калечить, это моя профессия – калечить.»
Развал страны и подушка безопасности на черный день. Предсказанные войны на Кавказе и с Украиной. Диалог Людмилы со своим поклонником.
Но ты гордишься, что твоя работа связана с космосом? – не отставала Людмила.
– Гордиться особенно нечем. Мы безнадежно отстали от американцев.
– Как отстали, когда? – не поверила она.
– Как только запустили Гагарина. Мы способны на одноразовое усилие. Но потом надо много средств, чтобы этот успех поддерживать и развивать, у нас этих средств нет. И вообще, мы скоро станем не просто бедными, а нищими.
– Когда? – испугалась она. Ведь его прогнозы по поводу того, чем заканчиваются фильмы, всегда были точными.
– Нам осталось не больше десяти лет…
– Значит, надо копить деньги? – предположила она.
– Это бессмысленно, – ответил он. – При спаде производства начнется инфляция, и все денежные сбережения станут просто бумагой. Мы не конкурентоспособны практически ни в одной отрасли.
– Ты просто фантазируешь? – не поверила она.
– Нет. Это реальный прогноз. Мы подали его в ЦК и в правительство.
– И что же?
– А что могут эти старые дураки? Брежнев протянет еще несколько лет, его заменит точно такой же старик, потом еще один старик, потом придет более молодой и попробует подлатать систему. Это значит – уменьшить контроль партии, и тоже сразу все повалится.
– Я могу прочесть этот прогноз? – спросила она.
– Можешь. – И он достал с полки зеленую папку.
Людмила многое не поняла, многое пропускала, особенно графики и цифры, но и от того, что поняла, испугалась. Ученые предполагали, что первыми взбунтуются страны народной демократии, потом Прибалтика, Украина, на Кавказе и в Средней Азии начнутся войны, и Россия вынуждена будет воевать сразу и в Средней Азии, и на Кавказе, и в Прибалтике. И в этой ситуации американцы первыми нанесут атомный удар по России.
Утром Людмила успокоилась, но все-таки решила посоветоваться с Еровшиным. Позвонила ему, и он приехал. Она не назвала фамилию доктора наук, но пересказала, как могла, прочитанное.
– Есть такой прогноз, – подтвердил Еровшин. – И он вполне вероятен.
– А куда же вы смотрите, если все знаете? – ужаснулась Людмила.
– Мы знаем все, но еще не все можем. Но после Брежнева придет наш человек, и он сможет остановить этот процесс.
– Но Брежнев может прожить еще лет двадцать!
– Он проживет не больше двух. А насчет сбережений подумай. Во времена перемен умные люди не копили деньги, а вкладывали их в вечные ценности.
– А что такое вечные ценности?
– Антиквариат, он чем старше, тем дороже. Картины хороших художников, драгоценные камни…
– А у тебя они есть? – напрямую спросила Людмила.
– Есть, – признался Еровшин. – Немного, но достаточно, чтобы выжить мне, моей семье и тебе.
Но ты-то не вечен, подумала Людмила. Еровшин последние годы болел и уже несколько раз лежал в госпитале КГБ.
– Я бы хотела часть своих сбережений во что-нибудь вложить, ты скажешь куда?
– Я тебя познакомлю с человеком, который тебе даст советы лучше, чем я. Я сам у него консультируюсь.
Еровшин познакомил ее с Келлерманом, старым евреем-ювелиром. Он уже не работал как ювелир, но иногда реставрировал драгоценности. Людмила у него купила брошь с бриллиантами, золотую табакерку времен императрицы Екатерины. Все стоило дорого – на это ушло больше половины ее сбережений.
Друзья, опубликовал лишь несколько интересных сюжетов,напишите в комментариях свои впечатления от книги и фильма.
«Самое счастливое время для меня – фронт. Тогда в моей жизни был смысл, я понимал, для чего живу. К сожалению, после войны я это ощущение утратил».
Владимир Басов
Он, как и большинство ветеранов, не любил говорить о войне, не носил ордена, не вел фронтовые дневники.
Все, что осталось – это наградные документы, по которым легко можно проследить боевой путь и подвиги лейтенанта Володи. И обрывки редких воспоминаний, которые сохранили сын и жена - прекрасная, талантливая актриса Валентина Титова, которую Басов, к счастью, снял в своих лучших фильмах.
И это понятно. Пережить то, что пережили они, невозможно. Даже мы, родившиеся всего через пять-десять лет после Победы, у которых в каждой семье была своя история, были и погибшие, и пропавшие без вести, даже мы не в состоянии постичь тот ад, в который попали эти дети.
А они были детьми – 17-18 лет, а то и меньше. Басов вообще приписал себе год, чтобы уйти добровольцем...
Мы любим его в маленьких смешных ролях – Дуремар, Волк, Полотер, Стамп, Маклер… А он был трагиком. Мечтал о роли Сирано. Рязанов хотел снимать эту вещь Ростана, пробовал многих актеров, а Басов недоумевал – что ж они все с приклеенными носами играют, мне-то не нужен накладной, я со своим сыграю! «Никто не произнесет знаменитый монолог про нос так, как я!»
Полушутя, конечно, говорил, но всё же мечтал о Сирано отчаянно. А ведь это, действительно, была его роль, он и в жизни был чем-то похож на Сирано…
Когда-то мы с Басовым озвучивали еще один пластилиновый мультик Саши Татарского «Новогодняя песенка Деда Мороза»: я пел за Снеговика, Басов - за Деда Мороза.
Я все мучился сверхзадачей своего героя, нос зажимал прищепкой, что бы гундосить - у снеговика ведь нет дырочек в морковке!
А Владимир рассказал, как молодой Янковский, снимаясь у него в фильме «Щит и меч»,тоже переживал, что эпизоды снимали не линейно, не в хронологическом порядке, а как получится.
У Янковского это - первый фильм, весь он такой важный, звезда Саратовского драмтеатра, воспитанный на старых театральных традициях. Подошел к Басову, и строго спросил:
- А как же СВЕРХЗАДАЧА...?
На что Басов ему, смеясь, ответил:
- Ты, бл@дь, играй, а сверхзадачу я тебе смонтирую...)
Это правда, Валя Титова говорила, что Басов всегда знал, как снимать, весь фильм он выстраивал заранее в голове, всю раскадровку…
Сегодня Владимиру Басову 100 лет.
Из ЖЖ Станислава Садальского.
Айда в детство вместе с чудесным мультфильмом "Шиворот-навыворот"!
Помните эту маленькую шутку про чертей?)) У них всё не как у нас, у них всё шиворот-навыворот. Для них самое главное - сделать кому-нибудь пакость, а чтобы получить пятёрку, надо родителей довести до слёз. Этому их в школе учат и на дом задают. Но чертёнок по имени Тринадцатый не умел делать пакости, ни мелкие, ни большие…
А ещё учитель в этом мультфильме говорит голосом Владимира Басова!
Говорят как-то на съёмках фильма про Великую Отечественную войну советский актёр и режиссёр Владимир Басов для сцены в фильме заказал себе команду взрывотехников которые должны были сотворить маленькое чудо - сделать так чтобы в кадре грузовичок с манекенами изображавшими немецких солдат от взрыва перевернулся в воздухе. Вот только взрывотехники подвели. То ли запили после получения премии, то ли просто проспали. В общем сроки горят, погода портится и окно натурных съёмок вот-вот закроется. И весь график пойдёт крахом.
На помощь пришёл консультирующий фильм генерал Н.Н. Смирнов, который просто взял и вызвал на съёмочную площадку настоящий миномётный расчёт. Садить решили боевыми. Но тут была ещё одна проблемка - грузовичок который надо было уничтожить взрывом был в единственном экземпляре, а Басов настаивал на том, чтобы он обязательно перевернулся в воздухе и никак иначе.
Миномётчики заявили, что с первого раза это сделать практически не возможно и от гарантий отказались.
- Да и условия для огня не идеальные!
Генерал пошёл на попятную платить из своих средств за уничтожения реквизита, увольте. Тогда дело в свои руки взял сам режиссёр.
Со словами: "Да что там ваши условия. График горит, актёры ждут", - Владимир Павлович осмотрел миномёт, боеприпасы, сбегал на место где стоял грузовичок, а потом зычным голосом начал отдавать команды, да так грамотно и властно, что возражать ему солдатики не посмели. Цель была поражена с первого раза.
- Ювелир блядь! - только и произнёс Смирнов уставившись на Владимира Павловича и сдвинув фуражку на затылок.
Он просто не знал, что актёр и режиссёр Басов прошёл нелёгкий военный путь от лейтенанта интендантской службы в 1941 году до заместителя начальника оперативного отдела артиллерийской дивизии в звании майора в 1946-м, а тяжёлую контузию и награды боевые, в том числе и Орден Красной звезды, получил будучи командиром миномётной батареи.
Актер и режиссер Владимир Басов прожил короткую жизнь — всего 64 года. Кинематографист скончался от второго по счету инсульта. Однако успел снять почти 20 фильмов, среди которых незабываемые «Щит и меч», «Опасный поворот» и «Дни Турбиных».
Сыграл множество замечательных киноролей. Умел сделать шедевр даже из эпизода, как в картине «Я шагаю по Москве» или в «Операции Ы».
Всего этого в жизни Басова могло и не быть, а сама она — выйти еще короче. В 1941-м Владимир окончил школу, а вскоре оказался на фронте. Вчерашний выпускник прошел всю войну и чудом уцелел. Решение отправиться именно в окопы он принял сам.
Обманутые ожидания
Многие и не подозревали, что Басов воевал. Не производил он на окружающих впечатления фронтовика. Не кичился наградами и надевал их нечасто. Долго выглядел моложе своего возраста.
Родился Владимир в 1923-м в семье революционера-большевика. Комиссара, воевавшего вместе с Василием Чапаевым. Отец будущей кинозвезды погиб, когда мальчику было всего восемь.
Владимир Басов в фильме «Школа мужества».
Басов с детства грезил о кино. В 1941-м ходил во ВГИК, чтобы разузнать все о поступлении. Великая Отечественная заставила отложить все до лучших времен.
«В начале войны я получил приглашение в Театр Красной Армии, но в моей юношеской голове не укладывалось, как это можно играть, когда нужно палить», — писал потом актер в своих мемуарах. Разъезжать с фронтовыми бригадами он не считал таким уж нужным делом.
Владимир Басов в фильме «Щит и меч».
«За Родину! За Сталина!» Или нет?«Надо поскорее разбить врага. Кто первые недели войны не думал — вот соберемся с силами, ударим по фашистам и войне конец. Вышло не так», — признавался Владимир Павлович.
Победу Басов встретил в звании капитана. С орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
«Я командовал батареей, стрелял и сам попадал под огневые налеты. Служил в штабе артдивизии и на передовой. Составлял карты, мотался по проселкам и бездорожью. Некогда было размышлять. На войне тяжело. Голодали, теряли друзей, держались все-таки», — рассказывал артист в книге воспоминаний.
Владимир Басов в фильме «Дни Турбиных».
Он был очень честен: «Этого не понять, если сам не видел войны. Это же не кино, пули всамделишные, и смерть всамделишная, и немцы. Видел такую сцену: пожилой боец стреляет из противотанкового ружья и жутко матерится. В тот день мы впервые увидали “тигры”».
После боя взводный его спрашивает:
— Малахов, что ты там орал?
— Как что, товарищ лейтенант? За Родину, за Сталина!»
Басов едва не погиб в 1945-м. В феврале во главе штурмовой группы обеспечивал захват опорного пункта немецкой обороны. Владимир Павлович выжил, но получил в бою тяжелую контузию.
Владимир Басов в фильме «Щит и меч».
«Человек на войне однозначен»
Как и большинство фронтовиков вспоминать о войне Басов не любил. Отмечал, что именно его ровесники гибли на ней особенно часто.
«Война лишила наше поколение многих радостей молодости. Не посидели мы с любимыми девушками на скамеечках, не почитали им стихов, не успели, как следует, поспорить, выбирая профессию».
Владимир Басов в фильме «Приключения Буратино».
Кто бы мог подумать, что когда-либо актер и режиссер Басов назовет Великую Отечественную «самым прекрасным временем в своей судьбе». Тем не менее именно такие слова можно найти в его мемуарах.
«Жизнь закалила нас, научила сразу и навсегда отличать врага от друга, человека мужественного от труса и предателя. Человек на войне однозначен, нам не надо было прибегать к изысканно тонким нюансировкам и мучительным копаниям в тайниках души, чтобы понять, хорош человек или плох, друг он или шкура, добр или так себе. И вдруг оказалось — как много у нас прекрасных людей!» — делился Владимир Павлович со своими читателями.